В помощь строителям и строительству: самострой, лицензия и контроль

Нужна ли строительная лицензия
на осуществление технадзора
за капитальным ремонтом зданий?

Строительные лицензии в Украине выдаются согласно Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III (дальше – Закон о лицензировании).

Часть 2 ст. 2 Закона о лицензировании гласит: «Лицензирование банковской деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности из предоставления финансовых услуг, внешнеэкономической деятельности, лицензирования деятельности в отрасли телевидения и радиовещания, лицензирования в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии, лицензирования в сфере образования, лицензирования в сфере интеллектуальной собственности, производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, в сфере телекоммуникаций строительстве осуществляется согласно законам, которые регулируют отношения в этих сферах».

Специальными законами относительно лицензирования хозяйственной деятельности в сфере строительства является Закон Украины «О архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV (дальше – Закон № 687) и Закон Украины «О основах градостроения» от 16.11.92 г. № 2780-XII (дальше – Закон № 2780). 

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 687 хозяйственная деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры подлежит лицензированию в соответствии с законодательством.

Статьей 9 Закона № 2780 к компетенции Кабинета Министров Украины отнесено определение порядка лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве. На выполнение этой нормы Кабмин принял постановление «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве» от 05.12.2007 г. № 1396. Министерство регионального развития и строительства Украины, в свою очередь, на выполнение отмеченных выше нормативно правовых актов выдало приказ от 27.01.2009 г. № 47, каким утвердило Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры (дальше – Лицензионные условия). Перечень работ осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, приведено в приложении к Лицензионным условиям.

Обращаем внимание Лицензионные условия – единственный действующий нормативно правовой акт, которым утвержден перечень видов строительных работ, которые подлежат лицензированию. В приведенном перечне за кодом 4.05.00  предусмотрен технический надзор за строительством:

4.05.01 – строений жилищного и общественного назначения;

4.05.02 – строений производственного назначения;

4.05.03 – инженерных систем;

4.05.04 – транспортных сооружений;

4.05.05 – магистральных трубопроводов.

В соответствии с ст. 1 Закона № 687 «технический присмотр – осуществление заказчиком (застройщиком) контроля за соблюдением проектных решений и требований государственных стандартов, строительных норм и правил, а также контролю за качеством выполненных работ и их объемами в время строительства или изменения (в том числе путем снесения) объекта градостроения».

Статьей 4 Закона № 687 предусмотрено, что для создания объекта архитектуры выполняется комплекс работ, который, в частности, включает технический и авторский присмотр в время осуществления строительства или изменения (в том числе путем снесения) объекта градостроения.

Согласно ст. 2 Конвенции 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве от 20.06.88 г. срок «строительство» охватывает:

«i) строительные работы, среди них земляные работы и сооружения, конструктивные изменения, реставрационные работы капитальный и текущий ремонт (куда входят чистка и окрашивание) но снесение всех видов домов или зданий;

ii) гражданское строительство, включая земляные работы и сооружения, конструктивные изменения, капитальный и текущий ремонт и снесение, например, аэропортов, доков, гаваней, внутренних водяных путей, дамб, защитных сооружений на берегах рек и морей и вблизи зон обвалов, автомобильных дорог и шоссе, железных дорог, мостов, тоннелей, виадуков и объектов, связанных с предоставлением услуг, таких как коммуникации, дренаж, канализация, водоснабжение и энергоснабжение;

iii) монтаж и демонтаж строений и конструкций из элементов заводского производства, а также производство сборных элементов на строительной площадке».

В соответствии с Классификации видов экономической деятельности Украины ДК 009:2005, утвержденной приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375, підклас 45.21.1 «Строительство зданий» включает работы из реконструкции, реставрации и ремонту зданий.

Ввиду вышеизложенного хозяйственная деятельность относительно осуществления технического надзора за капитальным ремонтом зданий, подлежит лицензированию.

Заметим, что в письмах Государственной архитектурно строительной инспекции Министерства регионального развития и строительства Украины от 16.01.2009 г. № 22/7-195 но от 29.09.2008 г. № 22/4-3181 отмечено, что заказчик (застройщик) может обеспечить осуществление технического присмотра на подконтрольных объектах строительства в два способа:

1) собственными силами (в случае наличия в его структуре соответствующих квалифицированных работников);

2) привлечение на договорных принципах третьих лиц (субъектов ведения хозяйства, которые имеют полученную в установленном порядке лицензию на осуществление такой деятельности).

В отмеченных письмах Инспекция приходит к выводу, что деятельность заказчика (застройщика) относительно осуществления технического надзора за строительством заказанного им объекта не является хозяйственной деятельностью, а потому не подлежит лицензированию.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГКУ под хозяйственной деятельностью понимается деятельность субъектов ведения хозяйства в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнения работ или предоставления услуг стоимостного характера, что имеют ценовую определенность. Осуществление технического присмотра застройщиком не может иметь ценовой определенности, ведь средства за выполнение таких работ заказчик ни от кого не получает.

Таким образом, осуществление технического надзора за капитальным ремонтом зданий (как и за объектами строительства), заказчиком которых он выступает, силами соответствующих структурных подразделений или специалистов не нуждается в получении строительной лицензии .

© 2011-2018 Inspektsia.kiev.ua, inspektsia-gask.kiev.ua. All Rights Reserved